Сайт создан на конструкторе asia.kz.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

Контактная информация: Тел.: +7 (705)2295913    Email: dpis.asia.kz

 
 

Деятельность классного руководителя

Тема 8. Деятельность классного руководителя как одно из условий успешности воспитательного процесса в школе (2 часа)

 

Цель: дать представление о деятельности классного руководителя; познакомиться с направлениями работы классного руководителя

План:

  1. Задачи классного руководителя.
  2. Функции классного руководства.
  3. Организация жизнедеятельности классного коллектива.
  4. Направления деятельности классного руководителя.

 

Список литературы:

  1. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Педагогический поиск, 2010с.
  2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 144с.
  3. Классное руководство в современной школе: практическое пособие/ сост. Н.В. Щебланина. – М.: Аркти, 2007. – 104с.

 

  1. Задачи классного руководителя

Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся. 

Основными задачами классного руководителя являются:

-        педагогическое управление развитием ученического коллектива;

-        содействие саморазвитию личности учащихся, реализации их творческого потенциала;

-        обеспечение социальной защиты ребёнка, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем; обеспечение эффективных связей школы с семьями учащихся;

-        интегрирование усилий всех педагогов работающих с данным классом;

-        координирование воспитывающих действий педагогов, родителей и других субъектов социального воспитания.

 

  1. Функции классного руководства.

Профессионально-педагогическая деятельность классного руководителя разнообразна и многофункциональна. Основываясь на управленческой концепции Р.Х. Шакурова, в классном руководстве можно выделить три группы функций: целевые, социально-психологические и управленческие.

Целевые функции классного руководства относятся как к собственно педагогическим, так и к социально-гуманитарным, поскольку направлены на создание условий для социального развития ребёнка, помощь ему в решении актуальных личностных проблем, а также на подготовку воспитанника самостоятельной жизни. К ним относятся:

-        функция воспитания учащихся;

-        функция социальной защиты ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социально-психологические функции – это функции, связанные с формированием и развитием отношений учащихся со своими сверстниками в классе:

-        организаторская функция (организация разнообразной деятельности учащихся и помощь им в самоорганизации);

-        функция сплочения коллектива;

-        функция развития ученического самоуправления.

Наличие у классного руководителя управленческих функций обусловлено там, что классный руководитель является важной фигурой в системе внутришкольного управления: через него осуществляется управление классным коллективом и процессом индивидуального развития школьников, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом учащихся. К управленческим функциям классного руководства относятся:

-        диагностико-аналитическая функция (выявление исходного уровня и отслеживание изменений, выявление причин того или иного результата);

-        функция целеполагания (совместная с учащимися выработка целей воспитывающей деятельности);

-        функция планирования;

-        функция контроля и коррекции.

Общая особенность реализации всех управленческих функций классного руководства состоит в том, что классный руководитель не только управляет воспитанниками, но и учит их самоуправлению, причём именно второе является наиболее важным. Так, участие детей в контроле и коррекции формирует у них опыт самоконтроля и самокоррекции, а участие в планировании воспитывает организованность и умение самостоятельно планировать свою деятельность.

 

  1. Организация жизнедеятельности классного коллектива.

В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления: организацию жизнедеятельности классного коллектива; индивидуальную работу с учащимися; работу с родителями учащихся; ведение школьной документации. 

Организация жизнедеятельности классного коллектива – это та эта часть работы классного руководителя, которая в первую очередь становится видна стороннему наблюдателю. Содержание деятельности в этом направлении отличается наибольшим разнообразием и может варьироваться в разных школах и классах в зависимости от «местной» специфики (школьных традиций, территориально-национальных особенностей, особенностей конкретного ученического коллектива и других условий).  Так, организация жизнедеятельности классного коллектива может включать:

-        распределение поручений в классе;

-        организацию дежурств по классу, школе;

-        организацию питания учащихся;

-        контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий;

-        изучение отношений внутри классного коллектива;

-        создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся;

-        организацию участия класса в делах школы;

-        регулярное проведение классных часов;

-        организацию творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул;

-        наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей;

-        наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация;

-        обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств.

Индивидуальная работа с учащимися включает:

1)      изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей;

2)      индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:

-        консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);

-        заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе;

-        коррекцию отношений учащихся;

3)      развитие умений рационально организовывать свою деятельность;

4)      заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации;

5)      создание условий для развития одарённых детей;

6)      проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся;

7)      содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий.

Работа с родителями учащихся:

1)      проведение родительских собраний;

2)      педагогическое просвещение родителей;

3)      постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных бесе-дах или через переписку);

4)      привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников;

5)      изучение условий семейного воспитания:

-        посещение квартир учащихся;

-        использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях;

-        проведение индивидуальных диагностических бесед.

6)      индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся.

Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются:

1)      ведение классного журнала:

-        заполнение страниц-реквизитов и страниц, содержащих сведения об учащихся, их родителях, о состоянии здоровья школьников, посещении ими занятий дополнительного образования, а также ведомости посещаемость и успеваемости;

-        заполнение страниц, отводимых на учебные предметы (список учащихся, название предмета, Ф.И.О. учителя).

2)      заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся;

3)      заполнение свидетельств и аттестатов;

4)      работа с дневниками учащихся:

-        организация заполнения учащимися реквизитов дневника и страниц, отводимых на учебные недели;

-        еженедельная проверка дневников, контроль над ведением дневников и проверкой дневников родителями учащихся;

-        заполнение ведомости успеваемости в конце четверти, полугодия, года;

-        ведение переписки с родителями учащихся, в том числе через дневник (приглашение на родительское собрание или для индивидуальной беседы, благодарности, замечания и др.);

5)      заполнение ведомости об итогах успеваемости за четверть, полугодие, год;

6)      составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);

7)      составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

 

  1. Направления деятельности классного руководителя.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

 

 
Пожаловаться на сайт