Деятельность классного руководителя
Тема 8. Деятельность классного руководителя как одно из условий успешности воспитательного процесса в школе (2 часа)
Цель: дать представление о деятельности классного руководителя; познакомиться с направлениями работы классного руководителя
План:
- Задачи классного руководителя.
- Функции классного руководства.
- Организация жизнедеятельности классного коллектива.
- Направления деятельности классного руководителя.
Список литературы:
- Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Педагогический поиск, 2010с.
- Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 144с.
- Классное руководство в современной школе: практическое пособие/ сост. Н.В. Щебланина. – М.: Аркти, 2007. – 104с.
- Задачи классного руководителя
Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся.
Основными задачами классного руководителя являются:
- педагогическое управление развитием ученического коллектива;
- содействие саморазвитию личности учащихся, реализации их творческого потенциала;
- обеспечение социальной защиты ребёнка, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем; обеспечение эффективных связей школы с семьями учащихся;
- интегрирование усилий всех педагогов работающих с данным классом;
- координирование воспитывающих действий педагогов, родителей и других субъектов социального воспитания.
- Функции классного руководства.
Профессионально-педагогическая деятельность классного руководителя разнообразна и многофункциональна. Основываясь на управленческой концепции Р.Х. Шакурова, в классном руководстве можно выделить три группы функций: целевые, социально-психологические и управленческие.
Целевые функции классного руководства относятся как к собственно педагогическим, так и к социально-гуманитарным, поскольку направлены на создание условий для социального развития ребёнка, помощь ему в решении актуальных личностных проблем, а также на подготовку воспитанника самостоятельной жизни. К ним относятся:
- функция воспитания учащихся;
- функция социальной защиты ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Социально-психологические функции – это функции, связанные с формированием и развитием отношений учащихся со своими сверстниками в классе:
- организаторская функция (организация разнообразной деятельности учащихся и помощь им в самоорганизации);
- функция сплочения коллектива;
- функция развития ученического самоуправления.
Наличие у классного руководителя управленческих функций обусловлено там, что классный руководитель является важной фигурой в системе внутришкольного управления: через него осуществляется управление классным коллективом и процессом индивидуального развития школьников, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом учащихся. К управленческим функциям классного руководства относятся:
- диагностико-аналитическая функция (выявление исходного уровня и отслеживание изменений, выявление причин того или иного результата);
- функция целеполагания (совместная с учащимися выработка целей воспитывающей деятельности);
- функция планирования;
- функция контроля и коррекции.
Общая особенность реализации всех управленческих функций классного руководства состоит в том, что классный руководитель не только управляет воспитанниками, но и учит их самоуправлению, причём именно второе является наиболее важным. Так, участие детей в контроле и коррекции формирует у них опыт самоконтроля и самокоррекции, а участие в планировании воспитывает организованность и умение самостоятельно планировать свою деятельность.
- Организация жизнедеятельности классного коллектива.
В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления: организацию жизнедеятельности классного коллектива; индивидуальную работу с учащимися; работу с родителями учащихся; ведение школьной документации.
Организация жизнедеятельности классного коллектива – это та эта часть работы классного руководителя, которая в первую очередь становится видна стороннему наблюдателю. Содержание деятельности в этом направлении отличается наибольшим разнообразием и может варьироваться в разных школах и классах в зависимости от «местной» специфики (школьных традиций, территориально-национальных особенностей, особенностей конкретного ученического коллектива и других условий). Так, организация жизнедеятельности классного коллектива может включать:
- распределение поручений в классе;
- организацию дежурств по классу, школе;
- организацию питания учащихся;
- контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий;
- изучение отношений внутри классного коллектива;
- создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся;
- организацию участия класса в делах школы;
- регулярное проведение классных часов;
- организацию творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул;
- наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей;
- наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация;
- обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств.
Индивидуальная работа с учащимися включает:
1) изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей;
2) индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:
- консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);
- заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе;
- коррекцию отношений учащихся;
3) развитие умений рационально организовывать свою деятельность;
4) заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации;
5) создание условий для развития одарённых детей;
6) проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся;
7) содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий.
Работа с родителями учащихся:
1) проведение родительских собраний;
2) педагогическое просвещение родителей;
3) постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных бесе-дах или через переписку);
4) привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников;
5) изучение условий семейного воспитания:
- посещение квартир учащихся;
- использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях;
- проведение индивидуальных диагностических бесед.
6) индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся.
Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются:
1) ведение классного журнала:
- заполнение страниц-реквизитов и страниц, содержащих сведения об учащихся, их родителях, о состоянии здоровья школьников, посещении ими занятий дополнительного образования, а также ведомости посещаемость и успеваемости;
- заполнение страниц, отводимых на учебные предметы (список учащихся, название предмета, Ф.И.О. учителя).
2) заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся;
3) заполнение свидетельств и аттестатов;
4) работа с дневниками учащихся:
- организация заполнения учащимися реквизитов дневника и страниц, отводимых на учебные недели;
- еженедельная проверка дневников, контроль над ведением дневников и проверкой дневников родителями учащихся;
- заполнение ведомости успеваемости в конце четверти, полугодия, года;
- ведение переписки с родителями учащихся, в том числе через дневник (приглашение на родительское собрание или для индивидуальной беседы, благодарности, замечания и др.);
5) заполнение ведомости об итогах успеваемости за четверть, полугодие, год;
6) составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);
7) составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.
- Направления деятельности классного руководителя.
В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:
Просвещение детей по программе “Здоровье”.
Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.
Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.
Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.
Второе направление – общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.
Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
- Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
- Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
- Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
- на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
- на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
- на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
- на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
- изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.
Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).